Баннеры

Краеведение

К содержанию

Бековские старообрядцы

На берегах Хопра старообрядцы (раскольники) появились еще в XVII веке. Здесь, на окраине Русского государства, в глухих местах, раскольникам было удобно скрываться от царской власти. Она с ними не церемонилась, но в двухвековом противостоянии сломить старообрядцев так и не смогла.

Царский Манифест от 17 октября 1905 года установил в Российской империи свободу совести. Преследования раскольников прекратились, вплоть до прихода к власти большевиков, когда старообрядцы вновь, теперь с представителями других религиозных групп, попали в общий котел борьбы с религией. Атеистический режим считал веру в Бога пережитком прошлого. Вероятно, местные старожилы еще помнят небольшие группы старообрядцев (их называли кулугурами), которые были в Бековском районе во второй половине XX столетия. В них доживало свой век мощное старообрядческое движение. Узнать о нем подробно позволяют миссионерские издания Русской Православной церкви рубежа XIX-XX столетий.

Они называют три очага раскола в Бековском районе: Беково, Нарышкино и Пяшу. В Беково, за два года до царского манифеста, даровавшего свободу совести, проживало 334 раскольника белокриницкого согласия и 34 поморского толка. В Нарышкино жило 1389 белокриничников. В Пяше — 423. Всего в Сердобском уезде (это территория шести современных районов Пензенской и одного Саратовской областей) отмечалось семь сел, где жили крупные общины старообрядцев, из них три, вышеназванные, находились в Бековском районе.

Белокриницкое согласие возникло в октябре 1846 года в старообрядческом монастыре, существовавшем в селе Белая Криница. Тогда это была территория Австро-Венгерской империи, сегодня — Черновицкой области Украины. Белокриничники — это старообрядцы-поповцы. Так называли раскольников, которые принимали в свои ряды священников из официальной православной церкви. Долгое время у них не было своего епископата, пока в Белой Кринице босно-сараевский митрополит Амвросий, грек по национальности, смещенный турецкими властями, не присоединился к старообрядческой церкви. Епископ Амвросий до ареста (по требованию императора Николая I) австро-венгерским правительством, успел назначить своим преемником митрополита Кирилла, который рукоположил архиепископа Антония (Шутова). Так у белокриничников возник епископат. В 1862 году после смягчения правительственных преследований, Антоний вернулся в Россию и основал свою резиденцию на Рогожском кладбище Москвы. При Антонии в Российской империи возникло двенадцать старообрядческих епархий, одна из которых находилась в Саратовской губернии. Поморский толк появился в северном Поморье, в Выговском монастыре. Поморцы отказались от священников, после того, как скончались те, что были рукоположены до церковного раскола (1652). Церковные службы велись грамотными мирянами, которых выбирала община. Взгляды поморцев изложены в знаменитых «Поморских ответах» (1723).

Говоря о Беково, Нарышкино и Пяше (как и о других селах, старообрядческих центрах Саратовской губернии), миссионеры указывали: «Все это многолюдные места, где раскол развит и считается сотнями, основан твердо и стоит непоколебимо. Здесь в указанных местах он главенствует над православием, давит его и своей численностью и своими обычаями и, пожалуй, своим якобы знанием религии. Здесь есть начетчики, которые руководят раскольниками; есть моленные, попы, которые совершают богослужение по уставу церкви; есть монахи и келейницы, которые разносят раскол по другим местам и пропагандируют его. В этих местах православному миссионеру трудно бывает устроить беседу, ибо местные власти мирволят раскольникам и бездействуют при обращении к ним миссионера». Центром раскола в Саратовской губернии был Саратов, где жили, по словам миссионеров, «главари и коноводы раскольничьих сект». Старообрядцам губернии они оказывали нравственную и денежную поддержку.

В миссионерских отчетах встречаются фамилии бековских староверов: священников Афанасия Кочергина (Беково) и Ивана Фомичева (Пяша), начетчика Петра Прозорова (Нарышкино). Упоминаются и два купца-старообрядца из Бекова: Елисеев и Шотин.  Сохранилась даже брошюра, специальный оттиск журнала «Братское слово» за 1892 год «Разговор православного с именующим себя старообрядцем». Начинается она так: «Января 31 дня, сего 1892 года, в селе Бекове, в доме именуемого старообрядца Андрея Григорьевича Ермаченкова беседовали крестьяне: из православных Иван Сидорович Храмов из именуемых старообрядцев, по австрийскому священству — Иван Онисимович Щукарев». Завершается спор так, как и положено в миссионерской брошюре, торжеством православия: «Тут один из слушателей старообрядцев Букин, стал говорить Щукареву: «Какое время пришло! Стали от нас переходить  в великороссийскую церковь! Шутка ли у нас только в Бекове в какие-нибудь семь лет 200 душ перешли в церковь! А в Пяше что теперь творится? Половина Пяши взбунтовалась! «Священство наше незаконное! — твердят да и на! Беда, что у них теперь идет. Того и гляди половина уйдет в церковь!»

Был ли такой массовый исход на самом деле — выяснять историкам.

Путешествие в прошлое — это увлекательное занятие, полное тайн и открытий. 

Дмитрий Мурашов