Жизнь русского крестьянина испокон веков начиналась и оканчивалась церковью. В храме крестьянина крестили, в храме отпевали. Так было до советской власти, которая вдруг решила, что Бог – это пережиток прошлого и новые поколения, вступившие в жизнь при большевиках, должны жить без него. Акцией устрашения, призванной отбить веру в Бога, стало разрушение храмов – его домов.
В Бековском районе, как и во всей стране, она пришлась на годы первых пятилеток. Показной демократизм большевиков не позволил им разрушить церкви прямым насилием. Поэтому сельсоветы получили четкие указания закрывать храмы только при поддержке большинства. «Вопрос о закрытии церкви в селе Никольском поставьте перед населением (избирателями), — приказывалось председателю Никольского сельсовета, — закрытие должно быть при 80% избирателей, желающих закрыть церковь. Необходимо оформить акт об отсутствии желающих верующих взять ее в пользование, все это должно быть заверено подписями верующих. Весь материал вышлите в райисполком. В случае не высылки материала в срок, вопрос о Вас поставим на президиуме».
Государственная машина давила беспощадно, но сопротивление ей все-таки было. Крестьянство просто так не сдавалось. Формой протеста стали прошения, направляемые в высшие органы власти. Одно из них составили жители села Нарышкино (1934). Его адресат — Нижне-Волжский краевой исполнительный комитет.
«Некоторые неверующие, партийцы и комсомольцы давным-давно имеют поползновение закрыть наш приходской храм, — говорится в письме, — но, к сожалению, не было к тому никаких уважительных причин». «Нынешней осенью в Бековском районе скопировалось очень много хлеба и будто бы совершенно нет мест поместить его. В селе Нарышкино и Бекове очень много свободных зданий, сколько пустуют колхозных амбаров, кладовых и жилых домов раскулаченных жителей, в которых очень много можно поместить хлеба. Укажем хотя бы на 2-3 свободных места, например: в селе Нарышкине на улице Воробьевка имеется гражданина Воробьева громадный жилой каменный дом, крытый железом и при нем такой же величины кладовая, в этих двух зданиях можно поместить не менее 15-20 тысяч пудов. Потом в селе Бекове пустует бывший трактир на базарной площади, который больше в два раза нашего храма и других очень много свободных зданий.
Бековский районный партактив и исполком поднимали вопрос просить коллектив верующих церкви села Нарышкино и Сосновки отдать храмы под ссыпку хлеба и у верующих добиться полного их согласия. Представитель Бековского РИКа товарищ У. (из этических соображений фамилия опущена – Д.М.) и заведующий Бековским элеватором товарищ Н. (в прошении — фамилия полностью – Д.М.) предложили нарышкинскому церковно-исполнительному органу собрать общее церковно-приходское собрание из верующих относительно сдачи храма под ссыпку хлеба. 16 сентября с. г. общее собрание единогласно постановило: не дать храма под ссыпку хлеба. При сем прилагается копия с протокола. Означенные представители наглядно убедились в том, что верующие храм не отдадут под ссыпку хлеба, боясь, как бы не случилось такое же печальное явление, как с Бековским храмом, у которого разломали колокольню, а храм оставили на произвол судьбы, храм был в два раза больше нашего. Бековский партактив, местный сельсовет и другие неверующие повели дело уже снова и другим способом, а именно: поехали по полям в бригады и отобрали там на местах подписи у тех лиц, которые попадались под руку, там были большая часть люди неверующие и несовершеннолетние, которые по закону не имеют права подписываться не достигши 18-ти летнего возраста. Потом делали подписи в Бековском элеваторе, союзе служащих и рабочих, где был народ странник из разных мест, большая часть неверующих, которые вообще не знали сути дела. Бековский партактив и исполком вынес свое постановление такого содержания, просить коллектив верующих под ссыпку хлеба отдать храм временно и заручиться полного их согласия, а тут совсем обошли коллектив верующих, а сделали подписи не знай кто и почти в административном порядке хотят закрыть наш приходской храм.
Бековский районный президиум, пользуясь материалом нарышкинского расширенного президиума сельсовета о закрытии нашего храма и собранными подписями по разным местами и учреждениям, выносит свое постановление такого содержания: нарышкинскую церковь временно на два месяца закрыть и разрешить в церковь ссыпать хлеб. Телеграфно просить крайисполком санкционировать закрытие церкви. Последние строки протокольного постановления Бековского районного президиума нас верующих сильно смущают, здесь речь идет не о временном пользовании храмом сроком на два месяца по ссыпку хлеба, а совсем желательно закрыть его почти в административном порядке и без согласия верующих.
Мы, верующие церкви села Нарышкино в числе 1200 домохозяев (считая по 2-3 человека с дома более 3000 человек мужского и женского пола) протестуем против такого постановления. Ибо за нашим храмом никаких задолженностей нет и служба в нем продолжается ежедневно. Со дня октябрьской революции наш храм существует и мы, верующие, платили все причитающиеся с нас налоги аккуратно и своевременно. Ввиду вышеизложенного нашего безвыходного положения, мы, верующие, и решились обратиться с покорнейшей просьбой в Нижне-Волжский крайисполком.
Содержим своего приходского священника и помогаем ему при уплате все государственных и местных налогов, причитающихся с него в течение года. Поэтому засыпку хлеба в наш храм сроком на 2 месяца не возражаем, а по истечении срока и выгрузки хлеба, просим возвратить коллективу верующих храм в том виде, в каком он был и принят, т.е. в полной целости и сохранности. Председатель коллектива верующих: Мусатин. Подписи: Дарья Чуланова, Федор Аравин, Евдокия Бирюкова, Степан Бочкаров, Ольга Любина, Надежда Сулеманова, Настасья Земцова, Елена Бярцова, Федосья Гречуш, Димитрий Щепетков, Евдокия Бегичева».
Прошение не помогло отстоять церковь. Каменный храм в честь иконы Ахтырской Божией Матери, возведенный еще до отмены крепостного права, в 1859 году, стараниями помещиков села графов Александра Апраксина и Григория Кушелева-Безбородко, по решению рабоче-крестьянской власти в 1935 году был продан на слом. Многочисленные письма нарышкинских крестьян (1936-1937), с просьбой разрешить открыть в селе хотя бы молитвенный дом ни к чему не привели. Под этими письмами стояли подписи Анны Васильевны, Прасковьи Тарасовны и Анастасии Васильевны Юровых, Алексея и Анны Лобановых, Аксиньи Петровны Лагуткиной, Марфы Тимофеевны Нефедовой, Егора Степановича и Натальи Афанасьевны Бокоревых и многих других жителей села. Но советская власть была строга. Религиозным привычкам при новом порядке места не было.
Дмитрий Мурашов
Судьба церквей
Покровская церковь, Беково. Закрыта в 1931, продана на стройматериалы (1933).
Рождественский молитвенный (старообрядческий) дом, Беково.
Продан на стройматериалы (1933).
Казанская церковь, Миткирей. Переоборудована под нардом (1930).
Молитвенный (старообрядческий) дом, Миткирей.
Переоборудован под ветеринарный пункт (1930).
Покровская церковь, Яковлевка. Передана под школу (1930).
Никольская церковь, Ивановка. Передана колхозу под склад (1934).
Никольская церковь, Никольское. Переоборудована под клуб (1936).
|